Что такое вагонка и почему она так называетсяЭтот материал смело можно назвать «классикой жанра», так как его история насчитывает более полутора веков самого активного применения. Изначально досками с профилем и системой соединения шип-паз обшивали металлические каркасы отапливаемых вагонов-теплушек, предназначенных для перевозки людей и животных во время военных действий. Древесина доступна, теплее металла и способна регулировать уровень влажности, при необходимости впитывая влагу из сырого воздуха и отдавая ее в пересушенный. Массовое производство утепленных вагонов началось в 1870-х годах, примерно тогда же применяемая в них деревянная обшивка и стала называться вагонкой. И пусть с течением времени ее повсеместно начали использовать далеко за пределами железнодорожной отрасли, для отделки всего и вся, название прижилось. Сейчас вагонкой называют не только деревянные профилированные панели, но и пластиковые, и композитные. Настоящая же вагонка из древесины теперь насчитывает множество видов и может отличаться и габаритами, и профилем, и сортом, но об этом подробнее ниже.Где применяют вагонкуЕсли задаться вопросом, для чего сегодня используется вагонка, ответ будет однозначным – для всего и везде, без преувеличения. Ею обшивают потолки, стены и перегородки в бытовках и блок-контейнерах, подсобных помещениях и частных домах, особенно, сезонного проживания.Там, где отопление периодическое, от приезда к приезду, не найти лучшей отделки по приемлемой стоимости, способной выдержать сложный температурно-влажностный режим. Какой еще материал, как не вагонка спокойно перенесет и минусовые температуры, и резкое потепление совершенно без ущерба для вида и формы. Однако эта деревянная облицовка прекрасно себя чувствует не только на дачах и в мансардах, где встречается чаще всего, но и в капитальных домах круглогодичного проживания.Еще одна сфера, где вагонке нет равных – отделка бань и саун, стен и потолков в парных, а когда строение деревянное или каркасное, то и моечных, и комнат отдыха. В помещениях, где температура не редко поднимается выше ста градусов, а влажность достигает 60-80%, используют обшивку определенного вида.Распространена вагонка и на фасадах домов, бань, мастерских, хозблоков и других вспомогательных сооружений – ею оформляют преимущественно каркасные строения, когда душа не лежит к сайдингу. Деревянные дома тоже обшивают этим материалом, если они из лохматого или профилированного бруса, но нуждаются в наружном утеплении, чтобы сократить расходы на отопление. На фасадах каменных или монолитных домов такая облицовка встречается гораздо реже и в большинстве случаев ее комбинируют с основной отделкой.Из каких пород древесины изготавливают вагонкуИногда можно встретить такой запрос, как «вагонка состав», но тут либо полное непонимание, о каком материале идет речь, либо подмена понятий. Состава у натуральной облицовки не бывает, а различается она, кроме прочих признаков, породами древесины из которых изготовлена. Каким материалом вагонка получается в плане эстетики и эксплуатационных свойств, напрямую зависит от того, из чего именно ее сделали. Производители используют массив как древесины хвойных, так и лиственных, в премиальном сегменте и породы ценные.Хвойные породыСосна – самая доступная и довольно неплохая по виду и свойствам вагонка получается из сосны. Для этой породы характерна низкая плотность, влекущая слабую устойчивость к механическим повреждениям. Поэтому ее лучше не применять в зонах с большой проходимостью или для обшивки стен от пола до потолка, в домах с маленькими естествоиспытателями и питомцами. Зато цена у нее приемлемая даже для сжатого бюджета и она оптимальна для потолка везде и стен там, где никто не будет тереться, шоркать стульями и царапать. Или же когда это технические помещения без повышенных требований к эстетике и пожарной безопасности, которые нужно отделать как можно дешевле и надолго.Чтобы укрепить поверхность и избежать быстрого истирания и повреждений, используют специальный стойкий лак на основе полиуретана. Обычная сосновая обшивка подходит для внутренней отделки помещений с нормальным режимом температуры и влажности, а также для наружного применения. Особо красивой ее не назовешь, но когда дизайн предполагает использование укрывных защитно-декоративных средств, ни цвет, ни природная фактура решающего значения не имеют.Ель – материал тоже не из разряда люксовых, плотность и прочность еще ниже, чем у сосновой разновидности, но меньше сучков и смоляных кармашков. Визуально облицованная поверхность получается не такой «пестрой» и характерный хвойный запах из-за меньшей смолистости не так выражен. Еловой вагонкой обшивают жилые, общие и технические помещения изнутри и фасады домов и вспомогательных построек на участке, делая только декор или вместе с утеплением.Лиственница – очень плотная, прочная, устойчивая и к физическим воздействиям, и к высокой влажности древесина. К таким впечатляющим свойствам стоит добавить выразительный рисунок и естественный розоватый оттенок различной насыщенности. Такую красоту прятать не придется, наоборот, ее подчеркивают прозрачными или полупрозрачными покрытиями. При желании вагонку из лиственницы можно использовать для внутренней отделки в помещениях с любым предназначением, но в ванной комнате и других зонах с высокой влажностью она будет незаменима. Фасад из этого материала с годами будет становиться только прочнее и прослужит максимально долго в самых суровых условиях. Однако древесина эта ценная, из-за прочности обрабатывается с большим трудом, почему такая вагонка и относится к премиальному сегменту, и стоит соответствующе. Высокая цена – главный недостаток материала.Кедр – тут и отличные технические и эксплуатационные характеристики, и потрясающий внешний вид, и чарующий аромат, сохраняющийся годами. Как и лиственницу, кедр грешно «замазывать» непрозрачными средствами, не зря существует масса тонировок под разные породы кедра. Вагонка из древесины этого сорта тоже из «Премьер-Лиги» и стоит еще дороже, чем из лиственницы, поэтому при отсутствии ограничений, мало кто может позволить себе полностью облицевать ею фасад или комнаты внутри.Кедровую вагонку, единственную из хвойных, рекомендуют к применению в парных в банях и саунах, так как она отличается высокой теплоемкостью и способствует «мягкому» равномерному прогреву помещений. Смола в ней хоть и содержится, но в меньших количествах и на поверхности выделяется, но не течет. Тогда как потолок и стены из сосны или ели начинают «плакать» при средних температурах, а в сильно натопленной парной можно легко получить ожог.Сосна/ель ни в коем случае. Представьте каплю смолы, нагретой до 100-120 градусов на своем теле. Смола – материал липкий и плотный. Уверяю вас, ожог будет сильный, и настроение будет испорчено.
Вчера выяснилось, что мои рабочие в недорогой бане (отделка парной осиной) обналичку на дверь со стороны парной поставили сосновую. Сегодня двое рабочих + прораб поехали за 35 км менять три доски. Так им и надо: пусть покатаются, развеются. В следующий раз «косячить» не будут.С кедровой отделки смола выделится, но не потечет, и некрасивых черных потеков со временем не образуется, но любителям погорячее стоит учитывать, что эта древесина нагревается.У себя парилку отделал кедром. Не плачет совсем. Запах – ну сами понимаете. Покрыл специальным составом для саун, а полоки – маслом. Полоки при 90 градусах – нагреваются. Приходится подкладывать под голое тело полотенце или простынь. Но в принципе терпимо, можно и без прокладок.Лиственные породыОсина – почти нет сучков, поверхность ровная, однотонная, светлых оттенков или почти белого цвета, прочная. Осиновая вагонка применяется и для отделки помещений, но чаще всего встречается в банях и саунах. Этому способствует и привлекательный вид, и способность со временем становиться только прочнее, и устойчивость к нагреву. А еще, древесине приписывают выраженные антибактериальные свойства и способность улучшать состояние при ревматизме и других воспалительных процессах, в том числе и в органах дыхательной системы. Миф это или нет, но почему бы и не оббить потолок или стены в комнате пожилого родственника, страдающего астмой и болями в костях, хуже точно не станет. К достоинствам осиновой профилированной доски относится и сравнительно низкая цена, сопоставимая с сосновой и хвойной разновидностью.Липа – обладает способностью гасить звук, полноценным изолятором без дополнительных мероприятий не станет, но повысить уровень акустического комфорта в том же кабинете, возможно. Но ценят липовую вагонку за тонкий аромат, природную красоту и устойчивость к нагреву. Почему и основной сферой ее применения является облицовка парных и комнат отдыха в банях и саунах. При желании можно оформить стены и в жилых комнатах, но не во влажном помещении. Цена выше, чем на осину, но в пределах массовой доступности.Черная ольха – приятная, от светлой кофейной, до шоколадной гамма, без сучковатости, рисунок древесины чем-то напоминает мраморные прожилки. Материал устойчив и к нагреву, и к влаге, и может применяться как для отделки помещений с обычным режимом, так и для влажных зон. Но, как и у липовой, у вагонки из ольхи прямая дорога в парные саун и бань и в их же моечные и остальные комнаты. Цена средняя, прилично дороже липы, но доступнее люксовых хвойников.Дуб – тут и эстетика, обусловленная уникальной фактурой, и надежность с прочностью и большим сроком службы, и устойчивость к гниению, и высочайшая твердость. Применяется где угодно внутри в домах, при отделке бань и саун, но в том случае, когда есть финансовая возможность. Материал пусть и дешевле кедра или лиственницы, но тоже из премиального сегмента, что логично с учетом стоимости сырья и трудности обработки.Лиственные породы и материал из них не содержит присущей хвойным смолы, выступающей в роли отличного консерванта. Поэтому облицовку применяют преимущественно для внутренних помещений с различным режимом температуры и влажности. А для фасадов лучше обойтись доступной сосной/елью или лиственницей/кедром, когда дом статусный и деньги не проблема.Сорта вагонкиПорода древесины один из важнейших факторов, при выборе материала, но даже большую важность имеет сорт – от него зависит и качество, и вид, и технические характеристики вагонки. Если задаться целью и найти отечественный ГОСТ, он мало прояснит ситуацию, так как принят еще в 1988 году и в одних источниках его называют действующим, а в других, утратившим силу. Но даже если правы первые, в этом документе всего два сорта вагонки, что совершенно не отражает нынешнюю ситуацию на рынке. Поэтому чаще пользуются некой смесью отечественных и европейских нормативов и подразделяют вагонку на четыре основных сорта (класса).Экстра – высший сорт, иногда может называться «Премиум» или «Прима». Потрясающе выглядит, идеальное качество обработки, идеальная гладкая лицевая поверхность без малейших сучков и дефектов. Так как дефекты, присущие самой древесине из-за особенностей породы тоже недопустимы, вагонку этого класса большинство производителей не изготавливают из сосны, если или осины. Но если получится найти умельцев, будет большая удача, так как цена еще приемлемая, а вид гораздо эффектнее, чем у следующих сортов. А – первый сорт, технически разницы нет, но визуально материал хуже, чем экстра, стандартами допускаются сучки и незначительные дефекты по лицевой стороне и непростроги с тыльной.Отличия сорта вагонки А – в отсутствии выпадающих сучков и сквозных трещин. Небольшие и обязательно несквозные трещины занимают незначительную часть досок. Характерны также отсутствие синевы, гнили и черных точек. Сучки, которые имеются на материале, в обязательном порядке должны быть светлыми, здоровыми и не выпадающими. Их размер не превышает 1,5 сантиметра в диаметре. Но какая бывает вагонка первого сорта по качеству – больше на совести производителя. В – второй сорт, допускается наличие большего количества сучков (выпадающих тоже) и дефектов древесины, чем у первого сорта, возможны незначительные дефекты обработки (вмятины, шероховатости). Если производитель при изготовлении продукции не экономит на сырье и оборудовании, и по характеристикам, и визуально второй сорт почти не уступает первому.С – третий сорт, который вроде и не брак, но откровенно, так себе. Кроме сросшихся, несросшихся, светлых, темных и выпавших сучков, вагонка может изобиловать и заметными издалека дефектами обработки вплоть до вырывов, и сквозными трещинами, и повреждениями на рабочей части, когда с совестью у производителя совсем плохо бывает и гнильца. Стоит ли низкая цена мучений при монтаже и отделке, каждый решает самостоятельно, но если нужно облицевать бытовку-времянку, подсобку или другое техническое помещение, можно и сэкономить.Но гораздо чаще продают вот такой С.В продаже встречаются и «смешанные» классы, такие, как АВ или ВС, но если предлагают товар уже в упаковке без возможности выбрать, нужно понимать, что под верхним слоем класса выше в большинстве случаев будет вагонка классом ниже. И не проще ли сразу заплатить меньше за В или С, чем отдать больше и разочароваться, получив не то, что хотелось.Виды вагонки по профилюИ на декоративность обшивки, и на ее эксплуатационные свойства влияет не только порода дерева и сорт, но и профиль – вся вагонка строганная и профилированная, но со своими характерными особенностями.
Обычная (стандарт) – классические дощечки, практически не изменившиеся со времен теплушек, с ровной или скругленной фаской на лицевой стороне и небольшим шипом, шириной 4-5 мм. Ходовая толщина варьируется от 12 до 16 мм, ширина с учетом шипа от 92 до 140 мм, длина от 1,0 до 6 м.
Евровагонка – несколько усовершенствованный тип вагонки, от стандарта отличающийся более глубокими пазами и крупными шипами, 8-9 мм, толщина планок от 12 мм, длина от 2 до 6 м. Благодаря глубокому пазу, после сборки швы у евровагонки не так выражены, как при облицовке обычной.
Штиль – для этого вида характерен маленький шип, как у обычной, однако над ним практически нет фаски, только слегка скошенные грани. Поэтому после облицовки швы практически не бросаются в глаза, и создается ощущение однородной поверхности, что очень интересно выглядит. Эту облицовку иногда применяют внутри вместо имитации бруса, так как визуально материалы практически не будут отличаться, если взять штиль шириной 140 мм.
Софтлайн – плавные линии, полукруглая фаска, но паз не такой глубокий, а шип еще шире, чем у евровагонки (9-10 мм), за счет чего швы на облицованной поверхности выражены еще сильнее. Вид несколько непривычный, но для любителей оригинальности станет отличным дизайнерским ходом.
STS – планки очень похожи на обычные, фаски прямоугольные, но шип побольше и шов получится шире.
Американка – ламели конусообразные, совсем без фасок над шипами, поверхность получается не ровная, а с выступами. Так снаружи облицовывают деревом или сайдингом дома американцы, откуда и пошло название. Визуальный эффект на любителя, особенно внутри.
При перечислении типов профиля некоторые источники добавляют и блок-хаус, но если американка хоть и на конус, но плоская, то у этих деревянных ламелей поверхность полукруглая. А вагонка пусть усовершенствованное, но производное обшивочной доски, а не оцилиндрованного бревна, которое имитирует блок-хаус.Независимо от профиля, у качественной вагонки с тыльной стороны прорезаны компенсационные каналы (пазы), снимающие с древесины внутреннее напряжение.Благодаря разным типам профиля, получилось разнообразить «деревянный» интерьер, плюс, от него зависит поведение вагонки при эксплуатации и какой материал выбрать для разных режимов. Там, где суровые условия эксплуатации из-за высоких температур и больших перепадов температуры и влажности, лучше выбирать вагонку с увеличенными шипами.Выбираю вагонку для парной, нравится Штиль и Софтлайн, но боюсь, как себя поведут. Монтажник говорит, надо брать только Софтлайн где шип будет 1 см, и эта вагонка при перепадах не будет выпадать из паза и топорщиться. А вот Штиль с его малым шипом 0,5 см может выпадать. Не факт, что монтажник прав, вон пятилетний Штиль на одном из предыдущих фото как новый. Но кто хочет, может подстраховаться.Профиль с большим шипом обычно выбирают и для неотапливаемых помещений – сезонных дач, лоджий, застекленных веранд и террас, тамбуров. Если влажность у обшивочного материала завышенная, а сушить некогда, большой шип также выручит. Когда после монтажа на стене или потолке пойдет усушка – пазы увеличатся, но планки останутся на месте. И не придется заламывать руки, какой вагонка нехороший материал.Вагонка для внутреннего использованияВагонка, используемая для внутренних работ, может быть и тонкой, но не меньше 12,5, а лучше 14-16 мм. Монтировать любой профиль можно как вертикально, так и горизонтально, лишь бы нравилось. Когда дом постоянного проживания, влагостойкая древесина желательна в ванной. Если это сезонная дача, нужно или выбирать материал с большей устойчивостью к повышенной влажности и ее перепадам, или при отделке применять специализированные средства, образующие на поверхности паропроницаемую, но водонепроницаемую и водоотталкивающую пленку. В помещениях с обычным режимом используют лессирующие или укрывные защитно-декоративные пропитки, лазури, воски, масла, краски или лаки.Выбор зависит от качества материала и стилистики оформления интерьера. В планах прованс или скандинавские мотивы – можно обойтись и хорошим вторым сортом, все равно покрывать укрывной краской пастельных цветов. Нужно сохранить самобытность древесины – первый, если есть возможность, высший сорт и прозрачное или слегка тонирующее средство. Гамма привязана к назначению помещений и их размерам – темные оттенки визуально уменьшают комнаты и добавляют мрачности, светлые обладают противоположным действием. В продаже есть облицовка уже окрашенная заводским способом, но стоимость соответствующая. В домашних условиях профессионалы, занимающиеся отделкой, советуют красить планки до монтажа. Но если вагонка сухая, дом отапливается или отделка ведется в теплое время, когда все мокрые процессы завершены, поверхности допускается окрашивать и после облицовки. Однако и в этом случае нужно максимально тщательно прокрашивать стыки.Вагонка для фасадаДля отделки фасада полностью или в комбинации с другими материалами, используют толстые ламели, от 20 мм из древесины смолистых хвойных пород. Чем шире обшивочные планки, тем чаще должен располагаться крепеж, чтобы снизить вероятность выкручивания и коробления отделки. Когда нравится эффект широких швов, монтировать вагонку стоит вертикально, чтобы избежать застаивания осадков в пазах. Некоторые предпочитают браширование, чтобы проявить фактуру древесины и придать эффект состаренной поверхности. При таком способе обшивка будет сильнее впитывать краску или любое другое средство. Обойтись вообще без покрытий на фасадной вагонке можно в двух случаях:
Когда все равно, как фасад будет выглядеть через пару-тройку сезонов;
Когда бюджет позволяет использовать термодревесину.
Вагонка – универсальный отделочный материал для внутренних и наружных работ, привлекающий своей доступностью, декоративностью и хорошими техническими характеристиками. Но чтобы облицовка не вымучала при монтаже и отделке и годами радовала глаз, необходимо выбирать качественные ламели, отвечающие специфике применения.Почерпнуть вдохновение перед оформлением интерьера можно из материала, в котором собраны интересные способы отделки деревом. Подробно – как обжечь древесину и добиться вау-эффекта. В видео – технология браширования деревянной облицовки.